Отдать лучшие годы белорусскому ВУЗу и не найти работу после его завершения — реальный риск. Рисовать вас там, может быть, и научат, но — без гарантий трудоустройства. Так стоит ли отдавать несколько лет жизни на сомнительного качества образование, и без дальнейших перспектив? Каждый решает для себя сам. В этой статье мы расскажем о реальных альтернативах: как начинающему художнику или дизайнеру быстро обучиться и найти работу с хорошей зарплатой. А главное — не привязывать себя к одной стране.Даже для творческих людей важна системность. Поэтому мы разбили все необходимые действия на 10 простых шагов, которые нужно совершить для достижения цели.
- Определитесь чем конкретно вы хотите заниматься.
Вам нужно выбрать сферу деятельности. Даже в IT-индустрии вы можете выбирать между, скажем, геймдевом (если всю жизнь мечтали рисовать фей, драконов и орков) или разработкой мобильных приложений (кнопки, иконки и виджеты). А внутри каждого из таких направлений существует еще и множество профессий.
В идеале, на этом этапе у вас должны быть свои кумиры среди действующих художников или IT-специалистов. Важно читать специализированную литературу, расширять свой кругозор и формировать «фундамент» личного стиля.
Хорошо, если на этапе выбора пути у вас есть четкое понимание своих сильных сторон и какой-то минимальный опыт. Если это так — покажите свои работы профессионалам, узнайте их мнение. Не доверяйте единственной оценке, опросите нескольких человек.
- Анализ сайтов работодателей и выяснение требований (выбор профессии) Кем пойти работать в IT-индустрию?
Вот лишь наиболее распространенные профессии для тех, кто умеет рисовать:
2D художник, 2D дизайнер, иллюстратор, графический дизайнер, UX/UI-художник, концепт-художник, художник по персонажам, художник по окружению, CG-generalist, аниматор, художник по текстурам, художник по иконкам, 3D художник и т.д. Также умение рисовать косвенно пригодится еще в дюжине профессий: от гейм-дизайнера до арт-директора или креативного директора.
Выбрали профессию? Тогда отправляйтесь на
HH.ru (или
Upwork,
Fiverr) и посмотрите какие требования выдвигают работодатели. Даже если вы не хотите работать «на дядю» и видите себя только во фрилансе — этот шаг пропускать нельзя. Вы сразу увидите список навыков, hard и soft-скиллов, без которых работу не получить.
- Углубленный анализ конкретной профессии
Не все работодатели указывают полный перечень необходимых для работы пакетов и навыков, обычно ограничиваются лишь основными. Погружение в профессию даст понять, ЧТО ЕЩЕ важно для будущей профессии, какие смежные предметы и программы нужно будет изучить. Скажем, для 2D художника не обойтись без Adobe PhotoShop и Adobe Illustrator, для 3D художника — ZBrush, 3DsMax или Maya. А для концепт-художника пригодится знание Sketch up и Keyshot. Но если вы будете владеть большинством этих программ — ваша ценность как специалиста (и шанс получить работу) существенно возрастут. К тому же, вам легче будет получать опыт внутри компании: немало случаев, когда 2D художник перемещается на позицию, скажем, UX/UI-дизайнера и в новом качестве оказывается более востребованным, быстрее продвигается по карьерной лестнице.
- Выбор обучающих курсов
Теперь вам нужно получить «базу» — навык рисования или дизайна. Даже если у вас нулевой уровень, на художественных курсах вы сможете обучиться за 1,5-2 года (и даже собрать свое первое портфолио).
Этот этап нельзя пропустить или заменить!
Зато если вы тщательно подошли к этапам 1-3 нашего списка — то прямо в процессе обучения можете скорректировать свое обучение под будущую профессию. Студия ArtTess дает такую возможность, предлагая индивидуальные программы обучения для каждого ученика. При этом вы все равно изучите (и отработаете на практике) необходимый художественный «базис»:
- айдентику
- цветоведение
- формальную композицию
- анатомию
- графический дизайн
Важную роль здесь играет профессиональный уровень преподавателя, его практический кругозор и размер группы. Если вы окажетесь в большой группе у «узкого» специалиста — то получите больше теории и самостоятельной практики. Преподаватель же, который владеет не только изобразительным искусством, но и дизайном, скульптурой, другими смежными навыками — сможет дать вам образование более высокого уровня. А небольшой размер группы позволит ему уделять больше внимания именно вам, эффективно подтягивать ваши слабые стороны и готовить вас к конкретной профессии.
Комментарий Виктора, ученика Studio ARTTESS, графического дизайнера Wargaming.net«Роль преподавателя — ключевая в обучении. Он не только передает свой опыт и знания, но и буквально открывает глаза на будущую профессию. Например, когда я учился дизайну, задания у художественного колледжа и ВУЗа были практически одинаковыми, техническими. А преподаватель на курсах оказался практиком, он открыл мне глаза на то, как эти навыки применяют в реальном мире. Он давал задания, которые отличались от заданий других учеников. И все они были максимально приближенные к реальности — все было адаптировано для каких-то конкретных задач (например, мы создавали концепты для рекламных агентств).В IT-индустрии роль наставника не менее важна. Недавно к нам пришел новый TeamLead и разворошил работавшую годами систему, которая « подстраивалась» под клиентов. А он сказал: вы — эксперты. Если клиент хочет красный, а вы считаете, что красный не подходит — вы должны сделать все, для того, чтобы его переубедить. Иначе мы получаем результат всего лишь уровня «нормально или хорошо». А нам нужно «круто, нереально»! Я после этого пришел домой и внимательно просмотрел все свои работы за полтора года. Все они были «нормальными». Но я спросил себя: что из этого я хотел бы положить в свое портфолио? И сам себе ответил: ничего. У меня не было действительно крутых проектов за все время работы. Надеюсь, теперь будут. Поэтому хороший наставник — это человек, который не только поможет вам приобрести навык, но и научит делать крутые проекты. И понимать: какой проект — крутой, а какой — нет».ВАЖНО: Пока учитесь рисовать — не забывайте подтягивать английский язык и владение прикладными пакетами программ. Да, обучения будет много, а свободного времени — мало. Зато по истечении этих полутора-двух лет вы окажетесь конкурентоспособным специалистом и сможете получить хорошую работу.
- Составление портфолио.
Если вы четко знаете, кем хотите работать — лучше составлять портфолио в уже выбранной специализации, чем «с миру по нитке». Но если еще не определились — пусть портфолио будет максимально разнообразным. Общее правило: ставьте лучшие свои работы в начало (особенно если оформляете портфолио в электронном виде и на сайте). Они должны быть первым, что увидит ваш потенциальный работодатель.
Если вы «целитесь» на работу в конкретной кампании, есть смысл адаптировать портфолио под нее. А лучше — на старте выберете несколько компаний, которые вам подходят. Изучите продукты и вижуал, который УЖЕ есть в продуктах и на сайте этих компаний. Поищите список дизайнеров, аниматоров или художников, которые там работают и найдите их в соцсетях. В идеале — разыщите портфолио этих сотрудников — это позволит вам понять их уровень и основные «фишки» (которые можно «позаимствовать»).
ВАЖНО: Будет большим плюсом, если вы пришлете в компанию адресное портфолио, где будут работы, специально написанные под их продукты.
- Посевы портфолио
Цифровые версии портфолио стоит выкладывать на три основные платформы для творческих профессий:
ArtStation,
Behance,
DeviantArt.
Также начинающему художнику не помешает профиль на
Pinterest. Вы можете объединить его со своим сайтом-визиткой, и ваш контент будет работать «вечно», а главное — искаться поисковиками. Например, клиент вбивает в Google «дизайн круглых красных логотипов», а у вас именно таких — целая галерея. Проставив им соответствующие теги, вы получите возможность напрямую связаться с заказчиком, не потратив ни цента — клиент сам вам напишет.
ВАЖНО: Портфолио необходимо обновлять раз в 2-3 месяца, на всех платформах, добавляя хотя бы несколько новых работ. Если работ скопилось слишком много — удалите старые, самые плохие или клишированные (на ваш взгляд). Если есть возможность — разбейте работы по категориям: тематическим, и, если работаете долго — по годам (на основании этого клиент или рекрутер сможет увидеть ваш прогресс). Также рекомендуем подготовить и регулярно обновлять мульти-портфолио — большой концептуальный «плакат», состоящий из ваших лучших работ. Если подойти к его созданию креативно и объединить некой общей идеей — получится визуальная новелла, которая сразу выделит вас среди тех, у кого картинки «кучей» лежат в папке.
ВАЖНО: Если нацелились на работу в компании — сохраняйте промежуточные скетчи, а не только готовые картинки. Опытный рекрутер по ним увидит КАК вы работаете, как движется ваша художественная мысль — и оценит ваш визуальный сторителлинг.
- Рассылка резюме (CV)
Неважно, нацелились вы на фриланс, или работу в компании. Вам все равно придется заявить о себе при помощи резюме. Вот что нужно сделать, по пунктам:
- Убедитесь, что вы соответствуете всем требованиям компаний. Если чего-то не хватает — предложите альтернативу или обещание («готов обучиться программе за 3 месяца», или «не владею этим, зато владею этим»).
- Покажите знание продуктов конкретных компаний и симпатию к ним. Похвалите какие-то отдельные работы, но аргументированно — поясните что именно вам понравилось. Не злоупотребляйте похвалой, не стоит восхищаться всем подряд — это может быть воспринято, как грубая лесть.
- Напишите мотивационное письмо: покажите, что вы небезразличный человек, что готовы к трудностям, горите своим делом и мечтаете работать в конкретной компании (потому что…).
- Составьте список приоритетных компаний-работодателей, подпишитесь на их соцсети и регулярно отслеживайте активности по вакансиям. Как только появится вакансия — откликайтесь и высылайте портфолио.
- Не забудьте указать в самом портфолио или сопроводительном письме максимальное число точек контакта: ссылки на все соцсети, e-mail, никнеймы в мессенджерах, номера телефонов. Работодателю важно связаться с вами максимально быстро и просто, без лишних движений.
ВАЖНО: Если позволяет время и возможности — вкладывайтесь в развитие аккаунтов в соцсетях и личный бренд. Аккаунты, где регулярно публикуется качественный контент получают более широкие охваты в соцсетях, а значит — работодателю будет легче вас найти (и составить о вас первое впечатление).
- Первые шаги в профессии
Если вы настроены на фриланс — придется «потолкаться» на рынке труда, обрасти первыми заказами (даже относительно недорогими), заработать рейтинг (актуально для многих бирж труда).
Если же вас приняли в компании «джуном» — первым делом вникните в местные бизнес-процессы и закрепите навыки работы в конкретных программах. Эти навыки вам дадут больше, чем качество конкретных работ. На стадии «джуниора» от вас не ждут художественных откровений, старшие коллеги почти всегда выдают кредит на ошибку. А вот умение быстро, четко, правильно выполнить кусочек работы — будет важным для создания хорошей репутации и дальнейшего продвижения.
ВАЖНО: Даже если вы сумрачный интроверт — обязательно проявляйте инициативу! Предлагайте свои идеи, участвуйте в командных обсуждениях, берите дополнительную работу, рисуйте больше вариантов, чем требуется. Руководители ценят инициативных ребят.
- Закрепляемся в профессии
Работая внутри компании вы сможете потихоньку составлять первое профессиональное портфолио из реальных заказов. Это позволит вам в дальнейшем искать «работу мечты» — скажем, в Google, Meta или Apple (а почему бы и нет?). Или — что также является распространенным вариантом — расти внутри компании, повышая свой профессиональный статус и зарплату. К тому же, в роли «мидла» вы сможете участвовать в самых интересных проектах, а если дослужитесь до «синьора» — то и диктовать свое художественное видение другим.
Во фрилансе, через 1-2 года работы у вас уже будет солидное портфолио работ и список клиентов. Это позволит вам поднять чек на свои услуги и выбирать среди заказчиков: с кем вы хотите работать, а с кем — нет. На этом уровне вы уже можно отказаться от выполнения тестовых заданий и даже просить предоплату. Если сможете себя зарекомендовать и на этом этапе — дальше можно масштабироваться и открывать свой бизнес, скажем, бюро дизайна или рекламное агентство.
И в том, и в другом случае — участвуйте в выставках, социальных инициативах, профильных мероприятиях, семинарах и вебинарах. Так вы сможете обзавестись полезными знакомствами и добавить ценные строчки к своему резюме.
ВАЖНО: В IT-компаниях нередко вся разработка находится под NDA (запрет на разглашение информации). Это значит, что вы НЕ сможете добавлять свои же работы в портфолио — они вам не принадлежат. В случае работы на фрилансе такая ситуация тоже может повториться. Какой выход? Комбинируйте приятное с полезным: изучайте новые навыки и рисуйте «для себя», добавляя эти работы в портфолио.
- Получаем дополнительное (смежное) образование
На случай, если ваша специализация устареет или станет слишком массовой, неплохо иметь 2-3 «запасных аэродрома» — профессии, на которые можно быстро переучиться, используя уже полученные навыки.
К выбору «запасной» профессии стоит подходить так же, как и к основной. Зайти на HH.ru и посмотреть предложения на рынке труда. Например, если вы художник — вам может подойти что-то связанное с дизайном: графический дизайн, разработка рекламы, брендбуков, лого и т.д. То же самое касается и освоения новых программ.
Вот небольшой список онлайн-школ, где можно получить дополнительное образование:
- Skillcup
- Skills Up
- Puzzlebrain
- Skillbox
- Geekbrains
- Udemy
- Компьютерная академия “Шаг”
- Webcom
- Нетология
- Getcource
ВАЖНО: Во время обучения в студии Artess мы консультируем учеников о наиболее благоприятных возможностях при получении дополнительного (смежного) образования. Выбирайте основной «аэродром», а с запасными — мы поможем :)